Что такое методика KUMON. Часть 1 - История и Физиология

Давай вырезать - любимые тетрадки 2х-леток: сходства и различия



В сегодняшнем обзоре расскажу про одну из самых любимых мамами серию тетрадок Kumon - Давай вырезать 2+.

Всего в этой серии 4 книги, все - формата А5. Большое количество книг не случайно - если вы занимаетесь с малышом, практика показывает, что более-менее нормально вырезать он начинает где-то только к 4 книге. Так что для первого вырезания с малышами сразу обязательно покупайте всю серию полностью.


Давай вырезать - отличия в тетрадках

Тетрадки различаются не только по уровню сложности, но еще и по тематике:  
  • В первой книге задания без какой-то конкретной темы. 
  • Во второй книге тема - Веселые истории (честно говоря, не поняла отличия от первой книжки - так же, как и в первой, там просто про всё).
  • В третьей книге тема - Забавные животные - и там действительно только про зверюшек вырезалки.
  • Четвертая книга Вкусные задания - и там разная еда, причем не только вкусняшки, но и бутерброды, макароны, курица :)
У нас, кстати, четвертая детям больше всего понравилась: они вырезали и бежали папу «кормить» свежевырезанныи шашлыком )))

Чтобы было более наглядно, как отличаются и чем похожи, книжки из серии, нафоткала одни и те же странички рядом - для сравнения. Фото расположены по часовой стрелке, начиная с верхнего левого угла:

- Верхняя левая = Тетрадь 1
- Верхняя правая = Тетрадь 2
- Нижняя правая = Тетрадь 3
- Нижняя левая = Тетрадь 4

На первой странице во всех книгах все начинается с нескольких коротких разрезов - буквально на одно раскрытие и закрытие ножниц.


В первых двух книжках задания на разрезание вдоль всей страницы начинаются с 4го задания. А в третьей и четвертой тетрадках продолжаются короткие линии, но теперь их уже много, а в четвертой - даже косые линии, это сложнее для малыша.


С 10го задания в первой тетради начинаются задания на коротенькие разрезы и складывание бумажек - как раз первые попытки складывания бумажек, они очень помогут позже в занятиях по тетрадкам "Давай сложим картинку" (про серию "Давай сложим картинку" можно почитать здесь).

Задание 10 в остальных трех книгах - это вырезание по дуге. Как ни странно, это действительно гораздо сложнее, чем прямые разрезы. Первое время малыши пытаются сделать ровную линию не по контуру.

Заметьте, что с заданиями такого типа можно весело играть, например, "закрыв" зверюшке рот и, как бы говоря ртом этой зверюшки, спрашивать малыша "Что у меня во рту".


На самом деле, задания на складывание есть во всех 4х тетрадках, но во всех остальных они начинаются позже, и они уже сложнее и в вырезании, и в складывании (напр., нужно вырезать и аккуратно отогнуть полукруглую крышку от консервной банки или закругленную дверь домика) - поэтому такие задания начинаются в остальных книжках где-то на 20й страничке и позже.

В первой тетрадке, начиная с 17го задания, наконец начинаются простые зигзаги, во второй - волны, а в третьей и четвертой уже сложные "бугорки". Вырезание зигзагов - это уже очень сложно, потому что малышу нужно перехватывать бумажку, волны - очень сложно, а вот вырезание бугорков (когда нужно сначала сделать изгиб, а потом - уголок) - это уже профи-уровень, обычно вызывающий у малышей самые большие затруднения.


В 20м задании в первой тетрадке идут спиральки - самые простейшие, с изгибом под прямым углом. Во второй - тоже спиралька, но уже гораздо более сложная, а в 3ей и 4ой тетрадках все еще вырезание сложных бугорков.


В 25м задании в первой книжке только появляются волнообразные линии, во второй - сложная узкая спиралька, а в 3ей и 4ой - спиральки посложнее. Вот сейчас, думаю, у всех возник вопрос - чем сложнее эти спиральки из 3ей и 4ой книжек по сравнению с теми, которые я показывала выше в 1ой и 2ой тетрадках.

Смотрите - в этих заданиях полоски  сильно У'же, и малышу уже приходится очень тщательно прицеливаться, чтобы не перерезать эти полоски пополам.


В 30м задании во всех книжках идет вырезание фигурок. В первой тетрадке это - только отдельные части (морда льва, рог носорога), а в остальных уже прямо фигурки, хоть и простенькие.


А вот и самое сложное - последнее задание в каждой тетрадке.


И заслуженные сертификаты:


Кроме сертификатов, в каждой тетрадке - как и во всех тетрадях из серии "Давай..." - в конце есть доски для рисования. Такую доску я обычно вручаю малышам вместе с сертификатом в качестве приза.


Чуть больше деталей

Чтобы точнее понять, какие задания есть в каждой тетрадке, в отдельных постах я позже рассмотрю каждую тетрадь более подробно. Следите за обновлением, переходите по ссылкам и рассматривайте :-)

Тетрадь 1, с медвежонком
Тетрадь 2, Веселые истории, с двумя белками
Тетрадь 3, Забавные животные, с тигром и ёжиком
Тетрадь 4. Вкусные задания, с зайцем и мышкой


Когда начинать заниматься по тетрадкам "Давай вырезать"

Тетрадки "Давай вырезать" стоят в числе первых, которые вы возьмете для начала занятий с малышом уже буквально с 2х лет или даже раньше. Для этих тетрадок не нужны никакие предварительные навыки.

Заметьте, если вы начинаете обучать вырезанию ребенка 4-5 лет и даже старше - тоже начинайте именно с этих тетрадок, а не с "Учимся вырезать 2-4". Для восстановление (исправления) навыка вырезания у ребенка 6-8 лет тоже лучше вначале брать именно эти тетрадки.

С какой из 4х тетрадок начинать занятия? Как вы уже заметили, уровень сложности в этих тетрадках хоть и незначительно, но все же отличается (за исключением первой тетрадки, с медведем, которая прямо заметно проще). Поэтому, если вы занимаетесь с совсем малышом 2-3 лет, обязательно начинайте в последовательности, начиная с самой первой. А вот для занятий с ребятами 5-6 лет и старше (в том числе, если занимаетесь восстановлением навыков), начинать можно. в принципе, с любой.

Как заниматься по этим тетрадкам

Если вы начинаете заниматься вырезанием с нуля, вы обязательно столкнетесь с массой растройства в начале:
  • Малыш не может нормально держать ножницы.
  • Держит ножницы, но не может их раскрывать и закрывать так, чтобы бумага резалась, в не рвалась.
  • Наконец научился в принципе резать, но режет не по линии.
  • Режет по линии, но исключительно не на весу, а держит и поворачивает листик на столе, из-за чего страдает качество изогнутых линий.
  • Пытается научиться резать на весу - и все заново... малыш не может нормально держать ножницы... круг замкнулся...
Не все так драматично :) Набираемся мужества и делаем так.

Показываем, как держать ножницы и как ими резать. Если для первых шагов жалко Kumon - возьмите простую белую бумажку: малышу потребуется немного времени (ну час - день, действительно немного), чтобы научиться держать ножницы под правильным углом и правильно открывать - закрывать их.

Заметили, что бумага уже чаще режется, чем рвется? Давайте Kumon. Покажите линию и попросите резать по ней. Можете продемонстрировать, что именно нужно делать, взяв ручки малыша с ножницами в свои руки и разрезав одно - два задания вместе с ним.

Теперь, когда он понял, что от него требуется, отпустите малыша в свободное плаванье. Пусть режет, как может (примерно по линии) до тех пор, пока вы не заметите, что собственно техника больше не доставляет ему физических неудобств. Только следите, чтобы резал все время на весу: привыкнет резать на столе - переучивать будет очень сложно и нервно. 

Не исключено, что комфорт с вырезанием придет к малышу во время второй, третьей или даже четвертой книги - просто ждите. Вы заметите, что:

а) ему стало нравиться вырезать (возможно, он даже попытается стащить ножницы и разрезать ваше любимое платье)
б) он быстро и с легкостью правильно вставляет пальчики в кольца ножниц
в) сами разрезы даются ему легко (кусочки любимого платья могут быть лучшим критерием, что все идет отлично ;) )

В этот момент можно сделать акцент на качестве. Теперь, когда вы будете резать короткие линии, где нужно вовремя остановиться, командуйте «стоп» + покажите ему, как ориентировать ножницы кончиками на звездочке или конце разреза, чтобы при последнем закрытии ножниц кончики как раз сомкнулись на месте завершения разреза.

Когда будете вырезать углы, попросите малыша дорезать до угла, совсем убрать ножницы от листа, перевернуть бумажку и заново вставить ножницы в место разреза, но в другом направлении.

При вырезании плавных линий, кругов, дуг, изгибов, возможно, вы опять захотите держать ручки малыша в своих руках, чтобы показать ему, как направлять ножницы в тот или иной момент, и как перехватывать бумажку.

Если к моменту акцента на качестве работы малыш уже хорошо овладел самой техникой вырезания, задачи по улучшению качества дадутся ему относительно легко.

Качество работы малыша по тетрадкам "Давай вырезать"

По окончании вырезалок из серии "Давай..." малыш перейдет к тетрадке "Учимся вырезать" 2-4, и это уже по-настоящему сложная тетрадь, в том числе - из-за большого размера. Поэтому очень важно, чтобы за 4е книжки из серии "Давай..." малыш научился действительно хорошо управляться с ножницами и бумажкой.

Поскольку тетрадки совсем малышовские, относиться к качеству разрезов в этих тетрадках можно немного филосовски. Возможно, 4х тетрадок не хватит, чтобы малыш научился вырезать прямо ровненько-ровненько и аккуратненько-аккуратненько, не оставляя заусенцев и надрывов на бумаге. Вот это искусство он как раз отточит на следующей тетрадке - "Учимся вырезать" 2-4. А по результатам тетрадок из серии "Давай..." малыш должен научиться следующему:
  • В принципе различать типы линий (зигзаг, волна, бугорок и т.д.) и вырезать, в целом соответствуя линии, с небольшими погрешностями.
  • Уметь вырезать на весу. Дело в том, что малыши, как правило, начинают вырезать, положив бумажку на стол и придерживая ее ручкой. Такой способ вырезания сильно снижает маневренность для вырезания сложных форм, и постепенно он должен превратиться в вырезание на весу. Если этого не произошло до окончания всех вырезалок "Давай..." - имеет смысл пройти их еще раз.
  • Уметь перехватывать бумажку, как удобно, и переворачивать ее на весу в разных направлениях в зависимости от того, какое направление приняла линия.
Если вы только начали учиться вырезать с малышом, возможно, результаты будут вас не радовать довольно долго, и первая книжка будет полным фиаско. 

Поскольку задания во всех четырех книгах отличаются по сложности совсем немного, посоветую не проходить первую книгу заново, а взять все остальные три книги. Скорее всего, к третьей - четвертой книге вы уже увилите стабильно более-менее нормальный результат. А вот к концу четвертой книги подумаете, нужно ли вам пройти все четыре книги еще раз, или достаточно будет вернуться всего к трем или даже двум из них.

"Давай вырезать" после "Учимся вырезать, 2-4"

Брать ли эти тетрадки в случае, если вы сначала успешно (подчеркиваю - успешно) прошли Учимся вырезать 2-4? На мой взгляд - не нужно, поскольку они сильно проще, и учебного эффекта от них после Учимся вырезать 2-4 точно не будет.

С другой стороны возможна ситуация, когда вы полностью прошли Учимся вырезать 2-4, и результат был очень плохой. Ребенок явно не справился - криво, рвано, не по линии. Тогда вам, возможно, захочется вернуться не к "Учимся вырезать", а к "Давай вырезать" из младшей серии.

_________

Отдельно хочу отметить, что правильные ножницы - это даже не половина, а 2/3 успеха. Для первого вырезания малышу очень важны хорошие качественные ножницы. Возможно, вы даже выберите несколько, чтобы примерить и посмотреть, с какими малышу будет удобнее. 

Приятных вырезалок!

Комментарии