Что такое методика KUMON. Часть 1 - История и Физиология

Готовимся к школе. Учимся раскрашивать - Что внутри

В этой статье рассматриваем диагностическую тетрадь «Готовимся к школе. Учимся раскрашивать». Эта тетрадь входит в серию «Готовимся к школе» наряду с другими четырьмя тетрадями по количеству базовых навыков, которыми, по мнению Kumon, должен обладать ребенок 4-5 лет. Подробнее обо всей серии - зачем она нужна и что с ней делать - рассматривается в этой статье, а здесь будем говорить о конкретной тетради, позволяющей продиагностировать у малыша сформированность навыка раскрашивания.

Эта тетрадь появится у вас в целях определения уровня для выбора первого Kumon либо для повторения и закрепления пройденного в тетрадях «Учимся раскрашивать» и «Учимся раскрашивать. В зоопарке». Подробнее про обе эти книжки я рассказывала в этой статье (переходите по ссылке). В ней же упоминается и тетрадь «Учимся рисовать», которую вы возьмете следующей после «Готовимся к школе. Учимся раскрашивать» в случае, если подтвердите с ее помощью, что малыш действительно хорошо научился раскрашивать, и возвращаться к предыдущим тетрадям нет необходимости.

Эта тетрадь, как и все тетради из серии "Готовимся к школе", чуть меньшего формата, чем привычные учебные тетради, и заданий в ней тоже меньше - всего 31, а не 40, как вы привыкли видеть. Каждое задание на двух страницах: на первой раскрашивание, на второй - логическое задание: соединить линией определенные картинки.

Если это ваш не первый Kumon про раскрашивание - все без исключения задания будут вам уже знакомы. Таким образом вы сможете весьма объективно повторить и оценить достигнутые малышом в предыдущих тетрадях знания и умения.

Итак, тетрадь начинается с очень простого свободного рисования. Смотрите, правильно ли малыш держит карандаш или мелок, насколько точно «попадает» по дереву или рисует линии мимо него.

Ну а вообще это задание больше для того, чтобы настроиться на правильный рисовательный лад, «разрисоваться».


Начиная со второго задания начнется раскрашивание простых геометрических форм в один цвет. 

Обращайте внимание на следующие моменты:
  • Ребенок способен назвать геометрическую фигуру, которую раскрашивает.
  • Выбирает карандаш или мелок правильного цвета; и может назвать этот цвет.
  • Раскрашивает ровно по контуру, штрихование без белых пятен.

Начиная с 4го задания круги заканчиваются и начинается раскрашивание квадратиков. Обращаем внимание на то же самое, что в и заданиях с кругами.

Что касается задания на обороте - здесь качество выполнения будет характеризоваться:
  • Отсутствием затруднений при понимании задания: ребенок должен са сообразить, что именно нужно делать.
  • Ровностью проводимой линии.
  • Отсутствием ошибок в выполнении: выбран указанный в задании цвет и правильно проведена линия.
Если малыш еще не умеет читать - прочитайте  ему задание сами, но все равно на каждой странице сначала предлагайте ему догадаться, что требуется сделать.


Начиная с 8го задания количество цветов для раскрашивания увеличивается, областей для раскрашивания становится столько же, сколько цветов, а их размер уменьшается - их уже гораздо сложнее раскрасить ровно, не выходя за контуры.

Начиная с этого задания задавайте ребенку вопрос не только про названия геометрических фигур, но и про сходство - различие двух фигур на листе. Например, на картинке ниже малыш скажет, что круги похожи формой, а отличаются цветом.


Начиная с 10го задания цветов для раскрашивания становится уже три, а закрашиваемые области становятся разных форм. Не забывайте на каждом листе просить ребенка назвать геометрические фигуры, которые он собирается раскрасить.

Начиная с этого задания и далее начинаем просить найти похожие фигуры и спрашиваем, чем они похожи (напр., формой) и чем отличаются (напр., цветом). Также просим сказать, чем похожие фигуры отличаются от непохожих. 

В общем, начиная с этого места вы проверяете у ребенка еще и умение рассказывать про сходства и различия фигур по форме и цвету.


Начиная с 12го задания количество цветов для раскрашивания увеличивается до четырех.


А в 15м задании малыш раскрасит три геометрические фигуры в пять разных цветов.


Начиная с 16го задания ребенок будет раскрашивать сложные по форме элементы, требующие более точной прорисовки кусочков указанным в задании цветом. Следите, что цвет карандаша подбирается в соответствии с заданием (подсказка - цвет контура), элементы раскрашиваются, не выходя за контур, а также не остается белых незакрашенных мест.


Начиная с 19го задания цветов для раскрашивания становится уже два.

В большинстве заданий формы, которые будет раскрашивать малыш, похожи, поэтому продолжайте задавать вопросы про сходство и различие по цвету.


С 24го задания добавится третий цвет.


Начиная с 26го задания у ребенка будет возможность выбрать те цвета, которые ему нравятся. Зато форма и размер элементов для раскрашивания станут уже очень сложными.


С 29го задания и до конца книги малыш будет раскрашивать сложные картинки с большим количеством мелких элементов. Смотрите, в задании написано «раскрасить в любимые цвета». Для получения правильной оценки умений специально попросите малыша раскрашивать каждой отдельный элемент в другой цвет - так вы сможете посмотреть, способен ли он аккуратно раскрашивать каждый отдельный элемент, не выходя за контуры.


А вот и самое последнее задание - не такое уж и сложное, как видите :)


В конце книги предусмотрен сертификат. Обязательно отдайте его малышу даже в случае, если результат вам не очень понравился.



Видео-иллюстрация занятия

Предлагаю вам посмотреть видео, где Шурик занимается по этой тетради. Помимо собственно заданий на раскрашивание, показала пример, как заниматься по этой тетради счетом (в нашем случае - сложением, потому что более актуально сейчас, но вообще предметы можно и просто считать и/или сравнивать, каких больше, а каких меньше).



Результаты диагностики

Наблюдая за работой малыша по этой тетради, вы должны увидеть два аспекта:

  • Качество раскрашивания
  • Понимание геометрических фигур и умение рассуждать об их характеристиках 

Да-да, эта тетрадь является рубежом для перехода не только к тетрадке по рисованию, но и к тетрадям по логике и пространственному мышлению.

Что же считать хорошим результатов в этом случае:

  • Малыш корректно подбирает цвета для раскрашивания.
  • Раскрашивает аккуратно по контуру, в одном направлении, не оставляя белых мест.
  • До или после выполнения задания способен ответить на вопросы:
    • Какие фигуры мы раскрашиваем?
    • Сколько этих фигур?
    • Похожи или отличаются эти фигуры по форме, цвету и размеру?

Если по прохождении книги малыш показал хорошие результаты (ровное и аккуратное раскрашивание по контуру, без незакрашенных мест и правильными цветами) - переходите к тетради «Учимся рисовать». 

Кроме того, если вы уже изучали цифры по тетради «Счет от 1 до 120», по прохождении двух раскрасок и проверки качества усвоенного у вас открывается опция в виде тетрадки «Игры с числами от 1 до 120»: выполнение ровно половины заданий из этой книги требует хорошо развитого навыка аккуратного раскрашивания.

Если результат раскрашивания не очень хороший, вернитесь к обеим предыдущим тетрадям (или возьмите их в качестве первого Kumon) - «Учимся раскрашивать» и «Учимся раскрашивать. В зоопарке».

Как относиться к качеству «побочных» результатов этой тетради - логических «лабиринтов» и сравнения фигур по форме и цвету - это в целом на ваше усмотрение, но обратите внимание, что эти знания и умения необходимы для перехода к тетрадям "Логика". Поэтому посоветую следующий вариант: 
  • Если совсем беда - малыш совсем не может сравнивать или совсем не понимает логические задания - лучше вернуться к тетради «Учимся раскрашивать. В зоопарке». Одной этой тетради будет достаточно, чтобы привести в порядок оба эти навыка.
  • Если все не так плохо, требуется лишь небольшая коррекция (не все формы и не всегда может сравнить или в целом проходит логическое задание, но иногда ошибается) - возможно, вы захотите оставить ситуацию как есть и потренироваться следующим образом:
    • В сравнении - с помощью обычного домашнего раздаточного материала: бумажных фигурок разных форм, размеров и цветов.
    • В логических задачках - уже оставить как есть и доработать с помощью тетрадей Kumon по Логике (правда учитывайте, что это довольно сложные тетради, и пробелы в базовых знаниях про лабиринты, сравнения и геометрические фигуры доставят вам массу сложностей и переживаний при их прохождении).
Обращать ли внимание на небольшие недочеты раскрашивания, когда кое-где, редко, малыш выходит за контуры и иногда прокрашивает не всю картинку? Мне кажется, что до полного фанатизма тут доходить не стоит. Всё-таки занимаетесь с малышом, еще не школьником, и кое-какие огрехи ему можно и простить :)

Приятных занятий!

Комментарии