Что такое методика KUMON. Часть 1 - История и Физиология

Готовимся к школе. Учимся проходить лабиринты - Что внутри

В этой статье рассмотрим детально диагностическую тетрадь «Готовимся к школе. Учимся проходить лабиринты».

Напомню, это - одна из пяти диагностических тетрадей, которая нам пригодится для того, чтобы
выяснить уровень навыка малыша в части прохождения лабиринтов (подробно про всю серию «Готовимся к школе» и как ей пользоваться для диагностики уровня малыша при выборе первого Kumon я рассказывала в этой статье). Эта тетрадь также пригодится, чтобы закрепить навык, полученный при прохождении тетрадей «Простые лабиринты», «Увлекательные лабиринты» и «Волшебные лабиринты».

Соответственно, мы возьмем ее в работу либо в начале обучения для выбора первых тетрадей Kumon - если малышу уже 4-5 лет, и мы не знаем, умеет ли он проходить лабиринты, либо после перечисленных выше трех тетрадок.

Итак, тетрадь довольно сложная, и уже с первого задания там предлагается пройти совсем не простой лабиринт.


Обратите внимание, в первых заданиях этой тетради задана какая-то «тема» маршрута. Например, в 3м задании  - «Не поиграть ли с жирафом?».

Прочитайте малышу задание и предложите ответить на вопрос - почему лабиринт назван именно так. Пусть рассмотрит лабиринт и скажет, что хрюшка (в начале лабиринта) идет в гости к жирафу (в конце лабиринта), чтобы поиграть с ним.

Таким образом вы дополнительно проверите внимание и способность видеть картину целиком, вычленяя частное - это важный навык, связанный с прохождением лабиринтов.


В 6м задании будут последние «городские лабиринты» - уже совсем сложные и запутанные.


А, начиная с 7го задания, малыш будет проходить лабиринты-картинки.


Если вначале они будут еще более-менее простыми, по крайней мере - с широкими дорожками, то дальше они будут все усложняться и усложняться за счет появления линий «стенок» разного цвета и толщины, и за счет сужения дорожек.

Например, обратите внимание, в 11м задании стрелки будильника - это тоже «стенки» лабиринта, и малышу зачастую не легко это осознать.


Примерно с 15го задания дорожки становятся заметно более узкими, а количество разветвлений в них увеличивается.


Пример из 18го задания - уже очень много элементов.


А в 22м задании еще и множество развилок.


Казалось бы, куда еще сложнее для малыша - но вот 25е задание, и даже маме нелегко быстро найти нужный маршрут.


Начиная с 26го задания вы будете проходить «геометрические» лабиринты. Ориентация в лабиринтах такого типа требует уже немного других навыков пространственной ориентации.


Эти лабиринты, опять-таки, будут постепенно усложняться...


... пока, наконец, не станут очень и очень сложными в последнем, 31м задании.


В конце тетради предусмотрен красивый и красочный сертификат.



Результаты диагностики по тетради "Готовимся к школе. Учимся проходить лабиринты"

Выше мы увидели, что проходить мы будем лабиринты трех типов - «городские», лабиринты-картинки и геометрические лабиринты. Каждый тип лабиринтов направлен на развитие различных типов пространственной ориентации. Соответственно, при прохождении этой тетради нужно контролировать успешность работы отдельно для каждого типа лабиринтов отдельно.

Что понимается под успешностью прохождения лабиринтов:

  • Малыш способен самостоятельно распознать начало и конец лабиринта.
  • Сначала он рассматривает лабиринт целиком и глазами и/или пальчиком находит единственную правильную дорогу.
  • Берет карандаш и проводит одну единственную правильную линию - с минимальными отклонениями от правильного маршрута.
  • В сложном и запутанном лабиринте, сбившись с пути, он не начинает судорожно возюкать карандашом по всем дорожкам подряд, а способен остановиться, "оглядеться", заново глазами или пальчиком проложить себе оставшийся кусок маршрута, после чего продолжает движение.
  • Не нервничает при прохождении лабиринта, не психует, двигается спокойно и уверенно.


Повторю еще раз - пожалуйста, обратите внимание, что качество прохождения лабиринтов, главным образом, определяется наличием только одной единственной правильной линии и спокойствием малыша при поиске правильного пути.

В общем, имеет смысл повторить (или впервые взять в работу) все предыдущие тетради с лабиринтами ("Простые лабиринты", "Увлекательные лабиринты", "Волшебные лабиринты"), если заметите проблемы с прохождением не только всех типов лабиринтов без исключения, но и только какого-то одного типа.

Если результат занятий по этой тетради показал, что малыш способен хорошо проходить все предложенные в этой тетради типы лабиринтов, то:

  • Если же текущую тетрадь вы проходили в диагностических целях для выбора первого Kumon - после нее возьмите предыдущую тетрадь "Волшебные лабиринты". Уровень сложности у нее сопоставимый с данной тетрадкой, но там больше заданий - и это позволит дополнительно потренировать малыша для перехода к следующим - более сложным - тетрадям.
И еще один момент. Часто возникает вопрос: нужно ли следить за аккуратностью проведения линий в лабиринтах (особенно геометрических). Да, это желательно - ведь одна из задач лабиринтов - это тренировка графического навыка (кстати, в англоязычном варианте эта конкретная тетрадь так и называется - Pensil Skills - «умение обращаться с карандашом»).

С другой стороны, малыши гораздо менее многозадачны, чем взрослые, поэтому, думая о прохождении лабиринтов, им зачастую сложно помнить еще и об аккуратной линии. Так что обращать внимание малыша на это стоит, но браковать работу из-за плохой линии и заново брать предыдущие тетради с лабиринтами в этом случае - точно не нужно.

Веселого прохождения лабиринтов вам!

Комментарии