Что такое методика KUMON. Часть 1 - История и Физиология

Книжка «Нескучалка», чтобы занять детей в дороге


А мы ездили в отпуск :-) А вы?

По этому поводу я решила показать вам замечательную дорожную книгу «Нескучалка» для развлечений с малышами во время поездки. Мы брали ее с собой в дорогу.

Не скрою, купила я ее в уже давно - и только в качестве еще одной развивашки. Ну и заодно планировала похихикать над «оригинальным» рекламным ходом - типа «это вам не какая-то там развивашка, а именно дорожная».

Но оказалось, что хихикать не над чем: действительно, это не какая-то там просто развивашка (да пожалуй и не развивашка вовсе в нашем традиционном понимании), а абсолютно гениальный сборник активностей для того, чтобы занять детей в дороге.

Мы часто путешествуем с детьми - наверное, раз в месяц-то точно. И каждый раз одна и та же история.

Вот не знаю как вы, а я всегда в поездки набираю с собой тонны Кумонов, раскрасок, книжечек для чтения, карандашей и ручек. Садимся в самолет или поезд, выкладываю перед детьми все это богатство: «ну что, рисовать или считать цифры?» А они, блин, не-хо-тят - у них отпуск! Они хотят не думать и не напрягаться, они хотят развлечений. Или хотят, но писать и рисовать тупо негде: стола нет, а на коленках неудобно.

Мамины планы о полезном времени в дороге зарублены на корню, но вопрос занятий а поездке все еще не снят с повестки дня, потому что ничем не занятые дети уже пытаются пролезть в транспортный отсек самолета (шучу конечно, не было такого - только погрызенные булочки из шкафчиков стюардесс :-) )

Короче, книжка «Нескучалка» претендует на то, чтобы стать моим спасательным кругом в поездках. Написанная не теоретиком в офисе, а мамой для мам, она включает задания для живых настоящих детей, которые не будут в костюме и галстуке вежливо радовать маму стремлением к самообразованию, которые хотят веселья и не-напряга, особенно во время дорожного приключения.

И, кстати об авторе - наверное, я бы не удивилась такому интересному и идеально подходящему для путешествий содержанию, если бы сразу обратила внимание на автора: это Екатерина Трухан - автор наших обожаемых «Находилок» (я рассказывала про нее в этой статье), которая всегда лежит у меня в рюкзаке - даже когда на работу иду, не выкладываю: а вдруг вечером с детьми куда-то соберемся и что-то найдём :-)

Итак, книжка на все ситуации, которые возникнут в дороге:
  • Все без исключения задания не напрягают: их легко и весело выполнять, даже если требуется рисовать или писать.
  • А если нет возможности рисовать или писать - пожалуйста, можно просто тыкать пальцем: считать, искать сходства и различия, или просто поговорить.
  • А можно сделать из листа книги подзорную трубу и начать рассматривать все вокруг.
  • Или сделать небольшую зарядку - да да, в книге есть и такое, представляете?!
Ну давайте покажу вам странички - и вы сами все увидите. Книжка средний толщины, страничек довольно много, и показываю на этот раз не все: пусть остальное будет для вас сюрпризом :-)

Самая первая страничка книги вовлекает малыша в игру и приключение, предлагая познакомиться. Уже клёвый ход - подружиться с книжкой. И немного порисовать.


А вот это задание ничего вам не напоминает? Ну да, оно из тех, которые позволяют поработать над развитием дивергентного мышления, о котором я много рассказывала в статье про тетради «Рисуй и играй».

Кстати, именно в этом задании у малыша появится новый друг - маленький хулиганистый песик Бамс, который будет с ним на протяжении всей книжки - и даже на задней обложке.


А вот игра, которая не требует ни напряга, ни особого думанья, ни стола для рисования или письма - одно сплошное веселье.


Помните, я там выше говорила про подзорную трубу? Вот и она. Как раз к предыдущему заданию прилагается - нужно лишь вынуть листик из разворота книги.

Ничего особенного, скажете вы. Подумаешь - из любой бумажки ее можно свернуть. Но давайте по-честному: когда вы в последний раз сворачивали подзорные трубы из бумажек, а? Лично я - давным-давно, еще в своем собственном детстве, и не вспомнила бы про это ни за что, если бы ни эта книга.


А вот вам еще одно, казалось бы, совершенно нехитрое задание, которое, во-первых, можно выполнить в два захода: отдельно поговорить про животных и отдельно - порисовать. А кроме этого - поработать над развитием речи. Рассуждения про то, кто чей детеныш, где какой зверь живет и что он ест, входит в список классических логопедических занятий как раз на возраст 3-5 лет.


А вот еще удивительное задание. Смотрите: во-первых его хватит действительно надолго - фруктов-то много, за один раз не раскрасишь.

Во-вторых, это не просто раскрашивание. Это уже вполне себе «взрослая» отработка художественной штриховки. Не говоря уже про то, что штрихование по образцу прекрасно тренирует пространственное мышление (я подробно рассказывала про это в статье о тетради «Рисуй и играй» здесь).

А в третьих, если вы едете за границу, это задание будет просто бомбой в том смысле, что в него можно всю поездку коллекционировать наклейки с фруктов, которые вы будете там покупать. Только представьте себе - после поездки вы с малышом будете хранить эту тетрадку, рассматривать наклейки с фруктов и вспоминать, где и когда их ели!


Вот еще одно задание, которое совершенно не требует стола для рисования, но гарантированно увлечет малыша (или даже пару малышей) минут на 20-30. А заодно потренирует координацию движений и пространственную ориентацию.


А вот, пожалуйста, задание на внимательность. И на развитие речи (названия насекомых). И на счет (если всё, нарисованное на картинке, еще и пересчитать).


А вот рисование: вообще элементарное и не напряжное, такое, что под силу малышу даже младше трех лет. Заодно  можно поговорить про понятия «больше - меньше», на что похоже, где находится.

А если вы едете на море и имеете возможность собрать такую пирамидку из камушков, потом можно ее сфоткать, распечатать и наклеить сюда же на страничку. Ну что? Похоже получилось?


А вот еще задание, с которым можно сделать целую кучу полезностей.

Рисование по клеточкам - это сам по себе мега-полезный навык для будущего первоклашки. Уже с первых дней в школе учителя начинают говорить «отсчитайте две клеточки от полей, отсчитайте три клеточки вниз». Так что в первые школьные дни безусловным преимуществом начинают пользоваться ребята, которые умеют ловко обращаться с клеточками в тетрадях.

Так вот задание ниже - с крупными клеточками - поможет начать тренировать навыки этого рисования. Будет здорово не только проводить по клеточкам линии, но еще и посчитать клеточки.

Рисуйте и приговаривайте: две клеточки вправо, три клеточки вниз - получится еще и урок пространственной ориентации.


А вот, смотрите, задание из двух частей. Сначала мы будем украшать второй носок по образцу. Это задание - на конвергентное мышление. Мы подробно говорили о полезности таких заданий в статье про тетради «Рисуй и играй». Здесь все то же самое, но и еще один момент: пока малыш будет рисовать парный носочек - он его лучше запомнит.


А вот зачем было запоминать тот носочек - он висит где-то на веревке на следующей странице, и теперь его надо найти. Если вы хотели поиграть с малышом в тренировку памяти, но до сих пор не решались - это прекрасный повод начать.

Заметьте, это задание опять не требует карандашей и стола. Можно начать играть в предыдущее задание, сидя за столиком в кафе, а доиграть уже по дороге :-)


А вот задание на рисование и уже на развитие дивергентного мышления (о нем мы тоже говорили в статье про тетради «Рисуй и играй»). 

Кстати, превращение кружков в как-бы одинаковые предметы (в нашем случае - рожицы) - это одно из классических заданий для тестирования развитости дивергентного мышления. Методика таких тестов, конечно, сложная, много формул и нюансов, но в домашних условиях вам будет интересно понаблюдать за работой малыша по двум основным ее критериям: разнообразие дорисованных элементов (по форме, не по цвету) и скорость придумывания этого разнообразия.


А теперь покажу еще одно задание, которое можно выполнять буквально на ходу (например, пока ждешь открытия гейта в аэропорту). И словарный запас развивается, и сообразительность, и фантазия, и вообще это очень весело. Может быть желтым и круглым, скажем, кот? Почему бы и нет, если он искупался в желтой краске и пошел спать клубочком ))))

Не пишите ничего на этом развороте - и он станет многоразовым, ведь фантазировать над картинками можно бесконечно!



А вот задание для малыша и мамы: поговорите с малышом и запишите его ответы. Представляете, какая шикарная память останется у вас от путешествия?!


А если малыш засиделся в поездке - можно взять и внезапно сделать зарядку по этой инструкции. Это еще одно многоразовое задание.


И вот еще две странички про многоразовые задания, которые можно делать на ходу. Это, скорее, вообще подсказка для мамы. Удобно, правда? И полезно.


А теперь я вам покажу еще одну вещь, которая привела меня в полный восторг от книги. 

Помните, в начале статьи я показывала вам песика Бамса? Вот, где-то в начале книги он рассыпал банку с конфетами. 

На этой странице банка с конфетами еще полная - видите, красные шарики все на месте, и вообще они нас не интересуют - здесь мы просто запоминаем расположение всего - всего на картинке.


А на следующем развороте мы, во-первых, разбираемся, что изменилось (да, чашка и машинка), а во-вторых видим рассыпанную банку конфет. 

Конфеты разлетелись по всей книге. И начиная с этого места в книге мы будем не только выполнять задания, но и собирать валяющиеся на страничках конфеты.


Вон, видите, одна затесалась среди листочков?


Складывать найденные конфетки мы будем в банку на последней странице - рисовать в ней красные шарики каждый раз, когда найдем очередную конфету.

Ну чудо же, да?! Просто гениально! Считайте, что, помимо всех заданий на страницах у вас есть плюс одно задание сквозь всю книгу.


А когда пройдены все страницы, всё прописано и изрисовано, и кажется, что вы уже поделали всё, что только можно - вы переворачиваете страницу, и на обложке - та-дам! Еще одно задание, которое предложит вам пролистать книгу еще раз.


В общем, лично я в полном восторге! Я купила ее сначала Сашке, потом Масе, потом поняла, что хочу одарить ей весь мир - и купила еще три штуки, детям друзей :-) Хотя практика показала, что в дороге с двумя детьми удобнее всего играть в одну «Нескучалку» на двоих.

Дешевле всего купить это чудо на сайте МИФ-а (переходите по ссылке) во время очередной акции, которые бывают на МИФе очень часто.

А если в МИФе нет акций, загляните в другие книжные - зачастую в них можно сделать очень выгодные покупки. Книжка "Нескучалка" есть и
в Лабиринте по этой ссылке,
в ОЗОНе - здесь,
в Book24 - на этой страничке.

Кстати, перед покупкой обязательно почитайте эту статью про то, как покупать книжки МИФа с большой скидкой.

И не забудьте воспользоваться кэш-бэк сервисом LetyShops (по этой ссылке), который действует во всех крупных книжных магазинах и дает возможность приплюсовать дополнительную скидку даже к книжкам, которые продаются по акции.

Комментарии