Что такое методика KUMON. Часть 1 - История и Физиология

*Первый Kumon для крохи. Наклейки "В зоопарке"*



В этой статье будем говорить про тетрадь с наклейками "В зоопарке". Это - самая первая тетрадка, с которой начнется ваше знакомство с Kumon, если малышу 1,5 - 3 года.

Кроме того, это - одна из двух тетрадей с наклейками для самых ранних занятий с самыми крошечками. Про всю серию малышовских тетрадей с наклейками я рассказывала в этой статье - прочитайте обязательно, прежде чем переходить к этой статье, на старте занятий по Kumon это ВАЖНО для понимания методики (кликайте по ссылке). А про тетрадь "Транспорт", которую вы возьмете в работу сразу после тетради "В зоопарке" рассказывается в этой статье (скоро здесь будет ссылка на статью).

Итак, прежде чем говорить о страничках тетради и о том, как по ним заниматься, попрошу вас прочитать еще две статьи:


Эта статья вам нужна для того, чтобы правильно выстроить работу по методике Kumon и, в конечном итоге, получить максимально хорошие результаты от занятий по дорогущим тетрадям.


Эта статья поможет увидеть картину занятий целиком на несколько месяцев вперед и сориентироваться в планах по приобретению новых тетрадей.

Следующий момент, о котором хочу поговорить, это разница между тетрадями "В зоопарке" и "Транспорт". Часто, выбирая эти тетрадки, мамы рассуждают так, что "со зверюшками - для девочек, с машинками - для мальчиков". Это не так.

Тетради "В зоопарке" и "Транспорт" НЕ взаимозаменяемые. Они последовательные: сначала идет тетрадь "В зоопарке", потом - "Транспорт"; и обе - и для мальчиков и для девочек.

Что ж, основные моменты обсудили, теперь давайте смотреть


Что внутри тетради "В зоопарке"

Тетрадь "В зоопарке" - это книжечка, состоящая из 30 заданий формата А4. Гладкая глянцевая бумага, благодаря которой наклейки можно отклеить и переклеить еще один - два раза в случае, если малыш ошибся.

Наклеек много, выглядят они вот так:



Все подписанные. Для удобства работы имеет смысл сразу же вынуть лист с наклейками, нарезать на кусочки под каждую страничку и сложить по порядку, закрепив скрепкой или зажимом. Давайте малышу сразу же нужные наклейки, не стоит предлагать отклеивать с целого листа.

Теперь, когда наклейки готовы, давайте разберемся


Как заниматься по тетради "В зоопарке"

Сразу скажу, что наклейки - это только одна микроскопическая часть того, что вы будете делать с этой тетрадью, поэтому очень прошу хотя бы бегло прочитать очень длинный текст ниже и составить представление о том, какие развивающие концепции вложены в эту тетрадь.

***
Тетрадь начинается с наклеивания наклеек в любое место на листе. Малыш может сделать задание по образцу - или сделать его так, как захочет. 

У нас Мася «правильный», считает, что во всем должен быть «порядок» - поэтому по образцу выполнял. А Сашка лепил куда хочется.

Так, в первом задании, после наклеивания наклеек:
  • Поговорите о том, что такое зоопарк. Если ходили в зоопарк - вспомните, что и как там было.
  • Последовательно посчитайте следующее:
    • Сколько детей идет в зоопарк с мамой (1)
    • Сколько детей идет в зоопарк в компании (1)
    • Сколько детей идет без пары (1)
    • Сколько жирафов (1)
    • Сколько птичек на дорожке (2)
    • Сколько детей идет рядом друг с другом - покажите на пару (2),
    • Сколько цветочков растет рядом - покажите в левом нижнем углу (2),
    • Сколько цветочков растет на газоне справа (2), покажите "право",
    • Сколько цветов растет на газоне слева (3), покажите "лево",
    • Где больше цветочков - справа или слева; снова покажите право и лево,
    • Сколько листочков на дальнем дереве в зоопарке (4),
    • Сколько деревьев перед входом (4),
    • Сколько всего цветочков (5) Проговорите и покажите "два плюс три равно пять".
А во втором задании - с этого же разворота - наклейте зверей, и после этого:
  • Назовите всех зверей,
  • Продумайте, каким маршрутом вы пойдете гулять по зоопарку, чтобы не пропустить ни одного зверя (можно с карандашом),
  • Проложите самый короткий маршрут к... смотря кого и куда вы наклеите,
  • Посчитайте последовательно:
    • ёлки в правом нижнем углу (2),
    • площадки из песка (2),
    • озёра (3),
    • ёлки в верхней секции (3),
    • всех зверей (4),
    • сколько всего мест, где какой-то зверь может жить (5). Проговорите и покажите "три озера плюс две площадки - пять",
    • сколько ёлок слева и сверху (5). Проговорите и покажите "три плюс два - пять",
    • ёлки слева (6).


В заданиях 3 и 4 - и во всех последующих - начинайте с обсуждения животных:
  • Учимся говорить название животного.
  • Обсуждаем, где животное живет.
  • Большое оно или маленькое.
  • Если на картинке есть родитель и детеныш - обсуждайте, кто есть кто, и чем они отличаются.
  • Если на картинке есть животное-мальчик и животное-девочка - обсуждайте, чем они отличаются.
После обсуждения зверей выполняем дополнительные задания.

В задании 3 последовательно считаем:
  • Пеньки (1),
  • Детей за забором (2),
  • Яблоки (3),
  • Слонов (3).
В задании 4 считаем:
  • Взрослых львов (2),
  • Детенышей львов (2),
  • Кустики с травой (3),
  • Камушки (4),
  • Листики на дереве (4).

В задании 5 последовательно считаем:
  • Детей (3),
  • Деревья слева (1). Проговорите и покажите "Слева",
  • Деревья справа (2). Проговорите и покажите "Справа",
  • Сколько всего деревьев (3). Проговорите и покажите "один плюс два - три",
  • Пингвинов (5).
В задании 6 считаем:
  • Листики на кусте слева (3),
  • Яблоки слева (1). Проговорите "Слева",
  • Яблоки справа (3). Проговорите "Справа",
  • Сколько всего яблок (4). Проговорите "один плюс три - четыре",
  • Сколько детей (5),
  • Сколько обезьянок (8).

Начиная с 7го задания малыш начнет не просто приклеивать какие-то наклейки куда хочется, а геометрические фигуры определенного цвета.

Так, в заданиях 7 и 8 не забудьте обсудить с малышом, что он наклеивает Круг. У круга нет углов, все края гладкие. В задании 7 скажите, что это фигура «круг», а в следующем задании спросите, как называется эта фигура.

Также попросите назвать цвет фигуры. Если что, бегемот в задании - коричневый 😊. Просто маленькие детишки еще не умеют называть сложные цвета типа «цвет какао».


В 9 и 10 заданиях будет квадрат и прямоугольник. Поговорите с малышом про то, чем похожи эти фигуры, а чем они отличаются. Не забудьте про цвета фигур.

В обоих заданиях нужно поговорить про то, что и олень и автобус идут налево. Про оленя говорите сами и объясняете, где лево и где право - и как понять направление, а про автобус пусть скажет сам малыш.

Конечно же, обсуждаем, где живет олень и что такое сафари. И, кстати, на кого похож автобус для сафари? Уж не на собачку ли?

В задании 10 последовательно посчитайте:
  • Летающих наверху птичек (4),
  • Людей, которые едут сверху (4),
  • Пассажиров (!) людей (!) снизу (водителя и попугая считать не надо, обратите внимание малыша на условия, кого нужно считать) (1),
  • Сколько всего пассажиров людей в автобусе (5). Проговорите "четыре сверху плюс один снизу равно пять".
  • А сколько всего людей вместе с водителем? (6). Проговорите "пять пассажиров плюс один водитель - равно шесть".
  • А сколько всего любых пассажиров - не только людей - в автобусе (6). Проговорите "пять пассажиров людей плюс один попугай - равно шесть".


В 11м и 12м заданиях у нас треугольники. Поговорите с малышом про то, что у этих фигур три угла. Обсудите, чем похожи эти треугольники, а чем отличаются (у треугольника на медведе все стороны одинаковые, а у треугольника на кенгуру - разные).

Не забудьте про цвета треугольников.

Посчитайте:
  • Сколько яблок у медведя (1)
  • Сколько кустиков клевера на картинке с кенгуру (4)


В 13м задании начинаем учиться сравнивать по форме, цвету и размеру.

Чтобы объяснить "похожий и отличающийся":
  • сначала покажите двух фламинго и скажите: "Похожи - оба фламинго". 
  • скажите: "Отличаются цветом - один ярче, другой бледнее"
  • скажите: "Отличаются размером - один меньше"
Теперь сравниваем геометрические фигуры на фламинго. Покажите:
  • Отличаются по форме: квадрат и треугольник
  • Отличаются по размеру: треугольник больше
В 14м задании сравните треугольники - наклейки (пока достаточно сказать, что отличаются по размеру - один больше, другой меньше). Затем посчитайте:
  • Детёнышей (1)
  • Родителей (2)
  • Всего мандрилов (3). Проговорите "двое родителей плюс один детёныш - равно три"
  • Листики на дереве справа (4). Пусть малыш сам найдет, где право.
  • Листики на дереве слева (5).

С 15го задания наклейки становятся сложнее - малышу придётся подбирать правильный рисунок. 

Перед наклеиванием поговорите о том, что у зверя черная голова и серая спинка, и наклейку нужно расположить правильно: черную половинку ближе к голове.

  • сравните мячики по форме (похожи) и по цвету (отличаются),
  • сколько мячиков слева (3),
  • сколько мячиков справа (1),
  • сколько всего мячиков (4). Проговорите и покажите "один плюс три".



В 16м задании, сравниваем геометрические фигуры:

  • Похожи по форме
  • Похожи по размеру

После наклеивания наклеек, обсуждаем:
  • Что на картинке съедобное, а что - нет,
  • Что малыш любит и что не любит,
  • Если будет кстати, спросите, что уже ел сегодня или вчера.
Посчитайте:
  • Сколько посуды (2) и сколько еды (3).

С 17м задании появилась новая геометрическая фигура - ромб. Назовите сначала знакомые геометрические фигуры, а потом познакомьте малыша с ним в задании 17. Обсудите, чем он отличается от квадрата и прямоугольника и предложите самостоятельно найти на картинке в задании 18.

Вторую геометрическую фигуру в каждом из этих двух заданий предложите малышу определить самостоятельно.

Теперь сравниваем геометрические фигуры. В зависимости от того, как малыш разобрался с понятиями "похожий и отличается" - предлагайте, чтобы малыш сам нашел похожие и отличающиеся предметы или показывайте и говорите слова "похожи" и "отличаются" самостоятельно.

  • Ищем похожие по форме (ромбы)
  • Ищем отличающиеся по форме (все остальные)
  • Определяем: "Фигуры на картинках похожи или отличаются по размеру?" 

В задании 17, после наклеивания наклеек, посчитайте:

  • Деревья (2)
  • Веточки на дереве слева (4). Проговорите и покажите "Слева"
  • Веточки на дереве справа (5). Проговорите и покажите "Справа"
  • Где веточек больше - справа или слева?


В 19м и 20м заданиях прежде, чем клеить наклейки, продолжаем разбирать понятия "похожи и отличаются". Действуем так же, как в предыдущем задании: если малыш уже разобрался с этими понятиями - задавайте вопросы, если еще не разобрался - показывайте и проговаривайте самостоятельно:
  • покажите двух зебр и скажите: "Похожи по размеру" (или "Чем похожи зебры?")
  • покажите двух сов и скажите: "Отличаются по размеру - одна большая другая маленькая" (или "Чем отличаются совы?")
  • покажите два квадрата и скажите "похожи по форме" (или предложите найти похожие и отличающиеся фигуры).
После наклеивания наклеек, в задании 19:
  • Считаем звездочки слева (4), не забывайте проговаривать "лево" и "право",
  • Считаем звездочки справа (1),
  • Где больше звездочек - слева или справа?
  • Сколько всего звездочек (5). Проговорите и покажите "один плюс четыре".
В задании 20 - сложные вещи:
  • Считаем веточки с листиками слева (1),
  • Считаем веточки с листиками справа (2),
  • Где больше веточек - справа или слева, 
  • Считаем ягодки (желтые) слева (1),
  • Считаем ягодки справа (3),
  • Где больше ягодок - слева или справа?
  • Сколько всего ягодок (4). Назовите и покажите "один плюс три",
  • Считаем листочки на каждой веточке (по 6). Проговорите "поровну",
  • Сколько зеленых и сколько голубых листочков на каждой веточке (везде по 3).
Теперь на каждой веточке
  • Закрываем один ряд (полоску с тремя листиками в длину) и считаем, сколько голубых и сколько зеленых листиков в ряду (2 и 1),
  • Сколько всего листиков в ряду (3),
  • Потом так же с соседним рядом листиков,
  • Потом открываем оба ряда и считаем снова все листики вместе (6).

В 21м и 22м заданиях нам предстоит обсудить с малышом еще одну сложную вещь: треугольник и не-треугольник. Чем они похожи, чем отличаются и почему на хвосте у крокодила - не треугольник.

Предложите малышу показать все треугольники на двух картинках. Покажите, что у треугольников все стороны ровные без изгибов. А если есть изгиб - то это уже не треугольник.

На черепаху в 22м задании нам предстоит наклеить первую сложную пл форме наклейку. Заранее обсудите с малышом, как именно ее надо клеить.


С 23го задания мы начинаем клеить не геометрические фигуры, а сложные формы. К этому моменту у малыша уже будет достаточно сформирован навык наклеивания, так что не переживайте - скорее всего проблем и сложностей не возникнет.

Заметьте, что в 23м задании ничего дополнительного нет, кроме наклеек и обсуждения самих зверей - чтобы не перегружать малыша, которому и без того сложно справляться с наклейками.

А в 24м задании изучаем цифру 8 - посчитайте желтые шарики у енота.


В 25м задании сначала наклейте их, а когда будете говорить про них, расскажите малышу, что это павлин мальчик - с красивым хвостом, и павлин девочка - помельче и не такая нарядная.

А еще посчитайте пёрышки и изучите поверхностно изучите число 9.

Предложите малышу посчитать количество "глазков" в каждом пёрышке, чтобы еще раз тщательно закрепить число 3.

А в 26м задании обсуждаем, что делают ребята, куда они пришли (напр., можно вспомнить контактный зоопарк) и чем занимаются.

Вместе считаем колышки у забора и изучаем число 10. Малыш самостоятельно считает детей и животных и тщательно закрепляет число 3.


На предпоследнем развороте будем считать. В 27м задании:

  • Тюленей (3)
  • Тумбы для тюленей (2)
  • Наклеенные мячики (3)
  • Чего больше - тюленей или мячиков?
  • Чего больше - тюленей или тумб?
  • Детей (7)
В 28м задании сначала наклейте наклейки, а потом найдите в сувенирной лавке всех изученных животных и назовите их. 

Затем сосчитайте зверей на каждой полке.



Наконец последние два - самые сложные - задания 29е и 30е. Клеим морды панде и горилле, как обычно - обсуждаем, что за звери и где живут.
  • Пока клеим, называем, что именно клеим: глаза, рот.
  • Сосчитайте веточки у панды и апельсины у гориллы.
  • Спросите, горилла добрая или злая. А может ли малыш сделать такое же злое личико?

Последнее задание закончено - торжественно вручите малышу сертификат (о ритуалах и торжественном вручении я писала в этой статье).



Поздравляю, вы прошли свой первый Kumon!


Как относиться к качеству работ в этой тетради

Обычно Kumon рекомендует повторять задания и проходить одни и те же тетради снова и снова до тех пор, пока малыш не начнет выполнять задания идеально. 

Именно поэтому в конце статей я обычно пишу, какие результаты малыш должен достичь по завершении тетради и какой уровень навыка считается достаточно сформированным для перехода к следующей тетради.

Но не в этот раз. Эту тетрадь проходить заново не нужно. Даже если часть наклеек малыш наклеил неправильно, что-то не получилось - ничего, для малышей 1,5 - 3х лет главное процесс. Над результатом можно будет поработать позже, в следующих тетрадях.


Следующие тетради

Итак, первый Kumon закончился. Сразу переходите к следующей тетради - наклейкам «Транспорт». Даже если у вас дочка (многие мамы почему-то считают, что тетрадь с машинками только для мальчишек) - все равно пройдите наклейки «Транспорт» перед тем, как переходить к тетрадям из серии «Первые шаги».


Где купить тетрадь "В зоопарке"

Дешевле всего покупать тетрадь KUMON "В зоопарке" на сайте издательства МИФ, которое ее издает - но только в дни акций.

Поскольку эта тетрадь, пожалуй, одна из самых дорогих среди Кумонов, обязательно перед покупкой сравните цены во всех крупных книжных, где она продается:


Приятных вам развивашек!

Комментарии

Unknown написал(а)…
Это не статья! Это кладезь! Целое методическое пособие по работе с тетрадью!